Вы находитесь здесь:Новости>>Новости Астрономии>>Вулканы Ио расположены не там, где надо

Пятница, 05 Апрель 2013 20:55

Вулканы Ио расположены не там, где надо

Спутник Юпитера Ио — наиболее вулканически активное тело в Солнечной системе: там сотни вулканов, и некоторые из них выбрасывают фонтаны лавы на высоту до 400 км.

Гигантский выброс магмы из вулкана Тваштар на Ио. Анимация составлена из пяти фотографий, сделанных космическим аппаратом New Horizons. (Здесь и ниже изображения NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Southwest Research Institute.)Гигантский выброс магмы из вулкана Тваштар на Ио. Анимация составлена из пяти фотографий, сделанных космическим аппаратом New Horizons. (Здесь и ниже изображения NASA / Johns Hopkins University Applied Physics Laboratory / Southwest Research Institute.)Однако эта деятельность концентрируется вовсе не там, где должна, если верить моделям внутреннего нагрева луны.

Группа исследователей из НАСА и Европейского космического агентства пришла к такому выводу на основании данных космических аппаратов «Вояджер» и «Галилео». Проанализированы показания и других станций, а также наземных телескопов, но бóльшая часть информации о поверхности Ио исходит от этих двоих. Один из «Вояджеров» обнаружил вулканы на Ио в 1979 году. «Галилео» пролетал мимо спутника в 1999 и 2000 годах.

Прогноз теплового потока на поверхности Ио, сделанный двумя моделями приливного нагрева.Прогноз теплового потока на поверхности Ио, сделанный двумя моделями приливного нагрева.Ио — словно канат, который перетягивают мощный Юпитер и его спутники Европа и Ганимед. Притяжение последних сравнительно невелико, но точно выверено: Ио облетает планету вдвое быстрее Европы и вчетверо — Ганимеда. В результате гравитационного воздействия соседних спутников в одних и тех же местах орбита Ио приобрела овальную форму. Это, в свою очередь, заставляет Ио деформироваться то так, то эдак.

Например, когда Ио приближается к Юпитеру, гигантская планета искривляет её поверхность по направлению к себе, а затем, когда Ио отходит подальше, притяжение слабеет и луна может вздохнуть с облегчением. Такая деформация приводит к приливному нагреву точно так же, как вы можете нагреть участок проволоки, несколько раз согнув его. Трение во внутренней части спутника становится причиной выработки огромного количества тепла, что вызывает активный вулканизм.

Без ответа остаётся вопрос о том, как именно этот приливный нагрев действует на внутреннюю часть луны. Некоторые учёные полагают, что таким образом нагреваются самые глубокие недра, но преобладает мнение о том, что в основном нагрев происходит в относительно неглубоком слое сразу под корой — в астеносфере. Там порода ведёт себя подобно пластилину, медленно деформируясь под действием тепла и давления.

Поверхность Ио постоянно обновляется, поэтому на ней трудно обнаружить ударные кратеры.Поверхность Ио постоянно обновляется, поэтому на ней трудно обнаружить ударные кратеры.«Наш анализ поддерживает эту точку зрения, но в то же время мы обнаружили, что вулканическая деятельность расположена в 30–60° восточнее от того места, где мы ожидали её увидеть», — отмечает ведущий автор Кристофер Гамильтон из Мэрилендского университета (США) и Годдардовского центра космических полётов НАСА.

Г-н Гамильтон и его коллеги осуществили пространственный анализ с помощью новой геологической карты Ио, составленной Дэвидом Уильямсом из Университета штата Аризона (США) и его помощниками. Это самая полная опись вулканов Ио на сегодня, позволяющая изучить картину местного вулканизма в беспрецедентных деталях. Предположив, что вулканы расположены над местами наиболее интенсивного внутреннего нагрева, учёные протестировали ряд моделей внутреннего строения Ио, сравнив расположение вулканов с предсказанными участками приливного нагрева.

Вид на Ио с корабля «Галилео».Вид на Ио с корабля «Галилео».Почему же происходит смещение на восток? Возможные объяснения таковы: Ио вращается вокруг своей оси быстрее, чем мы думаем; внутреннее строение позволяет магме проходить значительное расстояние от места максимального нагрева к точке, где она сможет вырваться на поверхность; в моделях приливного нагрева чего-то не хватает — например, приливов в подповерхностном океане магмы.

Действительно, магнитометр «Галилео» в своё время обнаружил магнитное поле вокруг Ио, намекающее на существование такого океана, охватывающего весь спутник. Логично предположить, что магма проводит электричество и генерирует магнитное поле, перемещаясь под поверхностью Ио под действием силы притяжения Юпитера в процессе орбитального движения.

Только не надо думать, что он такой же жидкий, как земные океаны. По словам г-на Гамильтона, он скорее напоминает губку с менее чем 20-процентным содержанием силикатного расплава, текущего внутри своего рода «скелета» из медленно деформирующейся породы.

Ио на фоне Юпитера. Монтаж из изображений, полученных станцией New Horizons в 2007 году.Ио на фоне Юпитера. Монтаж из изображений, полученных станцией New Horizons в 2007 году.Приливный нагрев, по-видимому, несёт ответственность и за существование океанов жидкой воды под ледяной коркой Европы и Энцелада, спутника Сатурна. Поскольку жидкая вода — необходимый ингредиент жизни, некоторые исследователи не исключают того, что там могут находиться живые организмы — при наличии, конечно, подходящего источника энергии и прочего материала, без которого жизнь не жизнь. Эти миры чересчур прохладны для существования жидкой воды на поверхности, а потому лучшее понимание приливного нагрева поможет разобраться в том, каким образом он мог бы обеспечить жизнь даже в не самых гостеприимных местах Вселенной.

Кроме того, вулканизм на Ио настолько активен, что поверхность спутника полностью обновляется каждый миллион лет или около того. Поэтому для написания истории этой луны необходимо хорошо знать её внутреннее строение.

«Неожиданный восточный сдвиг в расположении вулканов на Ио намекает на то, что мы чего-то пока не понимаем, — подчёркивает г-н Гамильтон. — В определённом смысле это очень важное открытие».

Источник: КОМПЬЮЛЕНТА

Человекообразные обезьяны, или гоминоиды (лат. Hominoidea)

10-11-2016 Просмотров:4241 Человекообразные обезьяны, или гоминоиды (лат. Hominoidea) Антоненко Андрей - avatar Антоненко Андрей

Человекообразные обезьяны, или гоминоиды (лат. Hominoidea)

Надсемейство: Человекообразные обезьяны, или гоминоиды (лат. Hominoidea) Научная  классификация   Без ранга: Вторичноротые (Deuterostomia) Тип:  Хордовые (Chordata) Подтип: Позвоночные (Vertebrata) Инфратип: Челюстноротые (Ghathostomata) Надкласс: Четвероногие (Tetrapoda) Класс: Млекопитающие (Mammalia) Подкласс: Звери (Teria) Инфракласс: Плацентарные  (Eutheria) Надотряд: Эуархонтогли́ры (Euarchontoglires) Грандотряд: Эуархонты (Euarchonta) Миротряд: Приматообразные (Primatomorpha) Отряд: Приматы (Primates) Подотряд: Сухоносые приматы (Haplorhini) Инфраотряд: Обезьянообразные (Simiiformes) Парвотряд: Узконосые обезьяны (Catarrhini) Надсемейство: Человекообразные (Hominoidea) Семейство: Гоминиды (Hominidae) Гиббоновые (Hylobatidae)    Оглавление 1. Общие сведения о Человекообразных обезьянах, Гоминоидах 2. Происхождение...

Вирусный троянский конь, или Как бактериофаги помогают своим жертвам-бактериям

26-01-2012 Просмотров:7219 Новости Микробиологии Антоненко Андрей - avatar Антоненко Андрей

Вирусный троянский конь, или Как бактериофаги помогают своим жертвам-бактериям

Чтобы поддерживать размножение в условиях фосфорного голодания, бактериофаги морских бактерий приходят в хозяйские клетки с набором генов, который помогает хозяевам более эффективно «выхватывать» из среды фосфор. Бактериофаги, специализирующиеся на морских бактериях...

Как возникает запах дождя

28-01-2015 Просмотров:5355 Новости Экологии Антоненко Андрей - avatar Антоненко Андрей

Как возникает запах дождя

Инженеры из Массачусетского технологического института, США, Янг Су Йонг (Young Soo Joung) и Каллен Бьюи (Cullen R. Buie) описали процесс появления специфического запаха во время дождя. Они показали, что капля...

Почему скорпионовые хомячки не боятся скорпионов

28-10-2013 Просмотров:6503 Новости Зоологии Антоненко Андрей - avatar Антоненко Андрей

Почему скорпионовые хомячки не боятся скорпионов

Кузнечиковые хомячки, населяющие юго-запад Соединённых Штатов, живут в таких местах, где очень много скорпионов и не очень много другой пищи. То есть научиться есть скорпионов их, можно сказать, заставила жизнь,...

Ученые выяснили, почему некоторые виды грибов светятся в темноте

20-03-2015 Просмотров:5431 Новости Микологии Антоненко Андрей - avatar Антоненко Андрей

Ученые выяснили, почему некоторые виды грибов светятся в темноте

Фунгологи проследили за жизнью одного вида светящихся грибов в лесах Бразилии и пришли к выводу, что они сияют по ночам не просто так, а ради привлечения внимания насекомых, помогающих им распространять споры, говорится в статье, опубликованной в журнале Current Biology. Цветы...

© 2009-2019 Мир дикой природы на wwlife.ru. При использование материала, рабочая ссылка на него обязательна.