Основными целями экспедиции "Енисей 2010" являлись испытания парусного тримарана "Пегас", а так же фото- и видеосъемка природы Енисея. Данная экспедиция проходила с 29 июля по 6 сентября 2010г., стартовав из г. Красноярска пос. Березовки. Первоначально планировалось, что конечной точкой маршрута станет г. Дудинка, при этом продолжительность экспедиции составила бы 45 дней). Но, в связи с задержкой доставки тримарана транспортной компанией почти на 2 недели и некоторыми возникшими проблемами при его первой сборки, мыпотеряли еще несколько дней. Поэтому экспедиция была закончена в районе г. Енисейска на р. Черная, после которой было принято решение повернуть обратно, в г. Лесосибирск, для разборки и отправки тримарана. Итак, общая длина пройденного маршрута составила около 500 км (310 миль).
Группа состояла из трех человека:
|
Антоненко Андрей Сергеевич
руководитель групы, капитан судна, фотограф и видеооператор. |
|
Егоренков Антон Андреевич
боцман |
|
Виноградов Виталий Александрович
рулевой |
Данную экспедицию можно разделить на две части:
1 - 01.08.10 - 18.08.10 - статичная экспедиция. В течение этого периода, в результате незапланированного ожидания доставки тримарана, мы посетили красноярский заповедник "Столбы"и местный "Парк флоры и фауны" (о них будет написано отдельно). После доставки тримарана началась его первая испытательная сборка.
2 - 19.08.10 - 02.09.10 - самый интересный этап, проходимый экспедицией - непосредственно сам сплав по Енисею на парусном тримаране "Пегас".
Стартовав, как уже говорилось, 19 августа из пос. Березовка (рис. 2), мы начали свое путешествие по Енисею. Нам предстояло испытать "Пегас" волнами, порогами, и ветром. Первые дни мы относились довольно настороженно к различным испытаниям приготовленным этой бурной рекой, хотя я и был уверен в надежности своих конструкторских расчетах. Но, не смотря ни на что, наш тримаран с честью выдержал все испытания и, оправдывая свое название "Пегас", несся по воде как на крыльях, развивая под парусами скорость до 15 км/ч. Больше скорость в этом походе мы не рискнули развивать, т.к. тримаран был еще оснащен не полностью. Проведенные испытания показали, что "Пегас" способен ходить со средней крейсерской скоростью 10 км/ч и двигаться одинаково хорошо как по ветру, так и против.
Еще до начала путешествия сама река поразила нас своим необузданным нравом, полностью подтверждающий свой статус - одной из самых величайших рек России. Бурные потоки этой реки по своей скорости ничуть не уступают потокам многих горных рек, проносящихся к морю с ревом и вмиг уносящим с собой все, что по неосторожности попадает в их воды. Уже уйдя на сотни километров от гор, с которых вырвался Енисей, река образует быстрые порожистые потоки, среди которых самым мощным является Казачинский порог (видео 1). Здесь, в следствие сужения реки с 650 до 350 метров и перепада в 3,8 м, на протяжении трех с половиной километров скорость реки достигает поистине мощного горного потока - 18 км/ч, а иногда, в период половодья и сброса воды с Красноярской ГЭС, доходящая до 20-22 км/ч.
Поражает воображение Енисей в месте слияния его с Ангарой (видео 2). Если ширина Енисея в районе Красноярска составляет всего лишь чуть больше 400 м, и вплоть до слияния его с Ангарой не превышает 500-700м, то благодаря впадающей в Енисей Ангаре, в три раза шире своего бурного собрата, ширина Енисея сразу же увеличивается до 2,5 км. При виде этих необъятных просторов, складывается впечатление, что вы попадаете в какой-то морской залив, и, пройдя еще с десяток километров, выйдете в открытое море.
Прощаясь в районе Красноярска с горами, воды Енисея вырываются на обширные просторы, окруженные высокими холмами и небольшими горами, среди которых непокорная река прорезала себе путь. Иногда от основного потока отделяется множество более мелких проток, достигающих в ширину всего лишь нескольких метров, образуя бесчисленное количество всевозможных островов (видео 3). Такая картина нередко наблюдается вплоть до слияния с Ангарой, после которого Енисей идет сплошным потоком с довольно редко встречающимися на его пути островами.
Берега Енисея в большей степени обрывисты и до слияния с Ангарой правый и левый берега реки в одинаковой степени имеют низменную и обрывистую природу. После соединения этих двух великих рек, енисеевские берега, как правило разделяются на правый скалистый и обрывистый, а левый низменный. Интересно наблюдать за обрывистыми берегами Енисея имеющие самую разнообразную структуру, здесь можно встретить старые осыпающиеся песчаные породы, как например, возле поселка Ермолаево (рис. 3), каменисто-скалистые (рис. 4), как у Бол. Бальчуга и наиболее интересные, с ярко выраженной слоистой структурой придающей фантастический вид отвесно уходящим в воду скалам (рис. 5). Иногда река разрезает окружающие ее горы и возвышенности, образуя своеобразные каньоны, скалистые склоны которых многие километры возвышаются на сотню метров над поверхностью, проносящейся с ревом между ними воды.
Очень интересен животный мир этой могучей реки, в особенности мир пернатых. В небе господствуют величественные беркуты, патрулируя свои территории в поисках мелких грызунов, рыб (рис. 6) и зазевавшихся птиц. Пиратствуют, гоняя и отбирая пищу у всех птиц - банды воронов, исключением не становятся даже вышесказанные цари енисеевских небес - беркуты. Здесь встречаются различные виды уток, чаек, куликов, синиц, дятлов, снегири (даже летом), камышевки, мухоловки и многие другие разновидности птиц. За время экспедиции, нам удалось понаблюдать и сфотографировать около двух десятков различных видов птиц.
К сожалению, наземный мир животных вследствие большой заселенности енисеевских берегов (на нашем участке маршрута) да и того, что весь наш путь пролегал по воде, оказался гораздо менее разнообразен. За все время, нам удалось увидеть только сибирских бурундуков, которых водилось большое количество в районе Красноярска и одинокую выдру.
Рассчитывая на хорошую рыбалку, мы понабрали к спиннингам большое количество различных блесен, но как оказалось, до Ангары рыба берет исключительно на мушку и спиннинговая рыбалка начинается (по рассказам местных жителей) после слияния рек и в особенности километров на десять ниже по течению после реки Черная (нашей конечной точки маршрута, после которой мы повернули назад в Лесосибирск) находящейся в 15 километров от деревни Пагодаево. Отсутствие хищной рыбы, такой как щука и окунь в верховьях Енисея объясняют, тем, что после постройки Красноярской платины, температура в реке сильно упала и вплоть до слияния с Ангарой она не превышает десяти градусов, что вызвало невозможность вызревания икры этих рыб. Местные жители говорили, что в последнее время количество промысловой рыбы в Енисее стало сильно уменьшаться, хотя ихтиологи пытаются восстановить численность некоторых рыб, так например, несколько лет назад, было выпущено большое количество мальков осетра, практически полностью исчезнувшего в реке. По нашим наблюдениям большие косяки мальков, начали появляться только после Енисейска, до этого попадалось только их небольшое количество.
Как уже говорилось выше, регион Красноярск - Енисейск является довольно сильно заселенным участком реки с большим количеством поселений и переправ. Вплоть до поселка Анциферово проложены дороги, но дальше путь возможен только водным путем. Между городами и селами постоянно курсируют корабли, перевозящие большое количество населения и различные грузы. Местное население к нам относилось заинтересованно и приветливо (хотя около одного из селений у нас ночью браконьеры пытались украсть подвесной мотор, нам повезло только потому, что в эту ночь, мы решили организовать дежурство и спугнули их во время попытки кражи). Несмотря на этот неприятный инцидент, впечатление от общения с местным населением у нас осталось положительным, к нам часто приходили люди посмотреть на наше судно, некоторые говорили, что прожив на Енисее более 40 лет, они впервые видят парусное судно. Проходя мимо нескольких деревень, оказалось, что летом в этом году деревне Бол. Бальчуга исполнилось 390 лет (рис. 7), а в день нашего прохождения деревни Казачинской, ее жители праздновали 360 летие.
Перед тем, как повернуть назад, добравшись до самой удаленной точки нашего укороченного маршрута - реки Черная, мы решили немного подняться вверх по течению этой небольшой, шириной всего лишь метров 15-20 речушки (видео 4). Сильно петляя у подножья гор и протекая по низменной долине берега этой реки довольно бедны произрастающей на них растительностью, но довольно живописны. Весной, по-видимому, ее берега сильно затопляются. Пройдя вверх по течению километров, пять, мы повернули назад в Лесосибирск. |