top.mail.ru Мир дикой природы World Wildlife. Терскол
Курильские острова, закат на Охотском море Мир дикой природы Курильские острова, Охотское море

Главная

Разное, карты, описание маршрутов, статьи

Описание похода

 

Эльбрус

_______________________

Эльбрус - высочайший горный массив Большого Кавказа. Одновременно он носит гордый титул высшей точки Европы и России. Эльбрус расположен в системе Бокового хребта, полностью на территории нашей страны. Он представляет собой конус потухшего вулкана на высоком цоколе из гранитов и кристаллических сланцев. Западная вершина Эльбруса (высота 5642 м) и Восточная (5621 м) разделены глубокой седловиной (5325 м). Эльбрус покрыт шапкой фирна и льда, от которой в стороны спускаются 54 ледника.

"Приют 11" — это самая высокогорная гостиница, построенная на юго-восточном склоне Эльбруса на высоте около 4200 м. Называется так с легкой руки председателя Кавказского горного общества Р.Р. Лейцингера, переночевавшего в этом месте с группой школьников в 1909 г.

Первое деревянное здание приюта было построено в 1932 г., а в 1939 г. на его месте возвели трехэтажное здание, простоявшее 59 лет. В 1998 г. практически бесхозный "Приют 11" сгорел из-за нарушений правил пожарной безопасности иностранными туристами и отечественными гидами.

В 2001 г. первых восходителей принял новый приют, построенный на месте старой дизельной станции.

М23. К "Приюту 11" через "Ледовую базу" (1Б, 15 км, 1,5 - 2 дня)

Дорога к заброшенной "Ледовой базе" МГУ идет по склонам лавового потока между долинами Терскол и Гарабаши. От развилки дорог в долине р. Терскол серпантинами набираем высоту в красивом сосновом лесу. Выше леса дорога идет в западном направлении. Видны склоны Эльбруса с опорами ЭКД. Прямой участок пути проходит мимо заметной скалы "Слоник", сложенной из лавовых блоков (1 ч 20 мин).

Следующий ориентир - два домика заброшенного приюта "Новый Кругозор". Отсюда хорошо виден массив Донгузоруна (1 ч 10 мин). Дорога уходит вправо к астрономической обсерватории и поднимается к развалинам метеостанции "105-й Пикет". Для движения удобнее старая брошенная дорога, уходящая влево.

За "Кругозором" встречаем первый на пути ручей. Отсюда за полчаса выходим к л. Гарабаши и " 105-му Пикету". На чердаке дома можно укрыться от непогоды. От начала пути пройдено 10,5 км (один пикет равен 100 м). В этих местах осенью 1942 г. шли упорные бои советских войск с немецкими егерями из дивизии "Эдельвейс".

Далее заброшенная дорога серпантинами набирает высоту по склонам лавового потока и выводит к разрушенным нежилым домикам "Ледовой базы" (4 ч от Терскола). От нее начинается кратчайший путь через ледники на "Приют 11". Этим путем в 1938 г. доставляли на склоны Эльбруса материалы для строительства гостиницы.

От "Ледовой базы", наметив ориентиры, спускаемся на закрытый л. Гарабаши (связки!). На ледовых увалах понадобятся кошки. Первый участок пути проходим, ориентируясь на Восточную вершину Эльбруса. Затем, поднявшись на ледовый купол, отклоняемся влево к подножию "Приюта 9". Его скальная гряда расположена правее и ближе, чем скалы "Приюта 11".

Петляя между трещинами, подходим к "Приюту 9" (2 ч от "Ледовой базы"). У его подножия может быть опасный бергшрунд, который лучше обойти снизу. Идущим на "Ледовую базу" с "Приюта 11" подгорную трещину следует обходить выше по скалам "Приюта 9".

М24. Тропою туристов ОПТЭ ("Поляна Азау " "Старый Кругозор"- "бочки"- "Приют 11", 1А, 8 км, 1,5-2 дня).

Тропу от "Поляны Азау" к вершине Эльбруса начали прокладывать в мае 1909 г. члены Кавказского горного общества под руководством Р.Р. Лейцингера. Он же нашел и освоил площадку, которая стала называться "Приют 11".

Задолго до пуска ЭКД этот путь прошли и восстановили члены ОПТЭ (Общество пролетарского туризма и экскурсий). Они поднялись по древним лавовым потокам между ледниками Большой и Малый Азау к "Старому Кругозору" и выше к месту, где теперь построена станция "Мир". Этот путь был долгим и трудным.

Сейчас вагончик ЭКД за несколько минут доставляет отдыхающих к нижней кромке ледовых полей Эльбруса. Такое путешествие дает прекрасный обзор окружающих снежных вершин. Однако гораздо интереснее пройти этот путь пешком. Выходить на маршрут надо рано, чтобы успеть спуститься с последним вагончиком канатки.

От нижней станции "Азау" (2200 м) идем по грунтовой дороге, проложенной под опорами ЭКД. По мере подъема горы расступаются, из-за зеленых и бурых склонов появляются белые снежники и зеленоватые ледники. Над ними возвышаются знаменитые вершины Приэльбрусья. Ближе всех над правым бортом долины встает стена с ледовой шапкой - это Донгузорунбаши. Чуть позже появляется усеченная пирамида вершины Накратау, левее - два черных треугольника - Большой и Малый Когутай. Справа от них - пер. Когутай (57). Правее стоит остроконечный Малый Донгузорун, а за ним - ледовые склоны пер. Нева (33).

Окружающие скалы сложены застывшей лавой. Встречается похожий на шлак ноздреватый туф бурого и красного цвета и брекчия - угловатые обломки лавы, сцементированные туфом.

На очередном повороте дорога подходит к обрыву в ущелье Азау. Поднявшись на осыпной вал, можно увидеть редкую панораму: над л. Большой Азау (выше он будет не виден) открывается широкая висячая долина. Ближе к нам над глубоким обрывом находится "Песчаная гостиница", служившая некогда местом ночевки многим туристским группам (М7). Над ней видны перевалы Чипер и Чиперазау, ведущие в Грузию. Справа над "куриной грудкой" ледника - пер. Азау (32), а за ним - Эхо Войны (29).

За изгибом дороги на травянистой террасе находится кладбище альпинистов и памятник медсестре, погибшей в дни войны. Вскоре дорога переходит через один из трех ручьев, стекающих с л. Малый Азау, и поднимается на склон гряды между Малым Азау и Гарабаши. Здесь, на ровной площадке, названной туристами ОПТЭ "Старым Кругозором" (2920 м), построена станция ЭКД. Подъем занимает 1,5-2 ч, перепад высоты 650 м. Внизу хорошо видна Баксанская долина, р. Адылсу с л. Джанкуат в верховьях и один из символов Кавказа - красавица Ушба. Ниже, на фоне Донгузоруна, на склонах вершины Чегеткарабаши стоят опоры канатно-кресельной дороги "Чегет" и круглое здание кафе "Ай".

От "Старого Кругозора" дорога идет вправо по моренным грядам к станции "Мир" (3470 м). Перепад высоты 720 м, время подъема не менее 2 ч. Внизу остаются гребни лавовых потоков и морен. Вокруг открываются глубокие ущелья, справа зияют трещины л. Малый Азау. На юге и юго-востоке открываются горные хребты Закавказья. Нестерпимо ярким становится солнце, начинает сказываться высота.

Выше станции "Мир" дорога поднимается в сторону Восточной вершины Эльбруса. Слева остается кресельный подъемник третьей очереди ЭКД. Чуть выше его верхней опоры крутой взлет приводит к "Приюту Гарабаши" (3750 м) - цилиндрическим домикам ("бочки"). Здесь дорога уходит вправо и упирается в снежный склон. Дальнейший подъем идет по тропе вдоль линии электропередач.

У крутого снежного взлета тропа переходит на ледник. Выше открываются Восточные ледовые поля Эльбруса, над которыми возвышается конус вершины. Слева на скальных выходах остались каменные стены первого этажа сгоревшего "Приюта 11". Внутри могут разместиться 12 палаток. В двадцати метрах ниже построено здание нового приюта, в ста метрах выше - деревянная хижина. Справа от гряды "Приюта 11" видны скалы "Приюта 9". Там стоят домики МЧС. На снежном склоне под вершиной, на разрушенных скалах, есть расчищенные площадки "Приюта Пастухова" (4800 м).

Тропа к "Приюту 11" промаркирована столбами и вешками, но выходить наверх можно только в хорошую погоду! На леднике много закрытых снегом трещин, поэтому с тропы лучше не сходить.

Пологий подъем по льду приводит к взлету у "Приюта 11" (4200 м, 2,5-3,5 ч от станции "Мир", 7-8 ч от "Поляны Азау"). Здесь начинаются маршруты М27 и М29.

Маршрут лучше проходить за 2 дня (набор высоты 2 км!). Хорошо подготовленные и акклиматизировавшиеся туристы способны преодолеть его за 1 день.

Спуск с "Приюта 11" до "бочек" занимает около получаса и столько же до станции "Мир".

М25. От станции "Старый Кругозор" к перевалу Хотютау (1Б, 30, 31).

Путь до "Старого Кругозора" описан в маршруте М24.

От подъемника идем на запад по гребню древней левобережной морены л. Малый Азау к его языку. Здесь удобные места для стоянок. Обойдя язык снизу, поднимаемся по крутым (30°) осыпям и разрушенным скалам на правобережную морену. На гребне находим тропу. Она идет к двум моренным озерам (2 ч от станции "Мир"). Слева - глубокое ущелье долины Азау.

Через полчаса подходим к верховьям пологого, частично закрытого ледника. В связках движемся в юго-западном направлении к обширному ледовому плато Хотютау, ограниченному с юга и запада невысокими скальными гребнями. На пути много трещин! Выйдя на плато, поворачиваем на запад и вдоль срединной морены поднимаемся на пер. Хотютау (4-5 ч от станции "Мир", см. М7, 30, 31, 35, 36).

М26. На Эльбрус по классическому пути (2А, 5621 м - Восточная вершина; 2Б, 5642 - Западная вершина; лд.-сн.)

Классический маршрут восхождения идет от "Приюта 11" мимо "Скал Пастухова" на седловину и далее к вершинам Эльбруса. Подъем потребует 7-8 ч, спуск - 3-4 ч.

В летнее время тропа есть на всем пути. Идти следует в кошках! Летом выходы льда встречаются редко, но попадаются участки твердого фирна. В мае и ноябре склон до седловины может иметь длинные участки чистого льда. В этом случае маршрут доступен лишь подготовленным спортсменам. Особенно опасен протяженный спуск (3,5 км при крутизне около 30°).

Подъем к "Скалам Пастухова" идет по закрытому леднику (20°). Трещин здесь нет. Ниже скал возможны камнепады! При отсутствии снега обходить их слева по склону 30-35° (1,5-2 ч от "Приюта 11").

От "Скал Пастухова" тропа идет влево-вверх, обходя ледовые перегибы. Но далеко влево уходить нельзя, чтобы не оказаться над сбросами в южный ледниковый цирк. Крутизна на некоторых участках достигает 30°.

Примерно в километре от седловины тропа поворачивает влево, обходя снизу подножие Восточной вершины (400-500 м). На этом участке чувствуется запах сернистого газа, исходящего из фумарол на южном склоне. При неблагоприятном ветре это серьезная помеха восходителям. Крутизна склона на наклонном траверсе 15°, местами - до 25°. Далее тропа выходит на седловину к разрушенной хижине (4—6 ч).

Подъем на Восточную вершину начинается в 100 м выше хижины. Путь по снегу и осыпям занимает 1,5-2 ч.

Подъем на Западную вершину идет по крутому снежно-ледовому склону до нижней границы скальной гряды (кошки!). Отсюда поднимаемся вверх-влево на вершинное плато. По 200-метровому пологому участку выходим на невысокий купол вершины (2-2,5 ч).

Внимание! При ухудшении погоды ориентироваться на протяженных, гладких склонах Эльбруса очень трудно! При появлении над вершиной облака-линзы или облачности над Ушбой и Донгузоруном восхождение необходимо отложить или прекратить. От первых признаков непогоды до полной потери видимости может пройти не более 3 ч.

Технически несложное восхождение на Эльбрус дает возможность увидеть с высоты весь Кавказ. Незабываемое впечатление оставляет изменяющаяся по мере подъема панорама. Кажущиеся огромными с "Приюта 11" вершины постепенно уходят вниз и нивелируются в сплошное море вершин и хребтов. Особенно запоминается восхождение на рассвете, когда в лучах восходящего солнца на западе над горизонтом встает огромная тень от Эльбруса. Тени от других вершин сливаются в сплошную фиолетовую полосу - границу дня и ночи.

М27. С "Приюта 11" на перевал Хотютау (по Южным ледовым полям Эльбруса 1Б, лд.-сн.)

Путь на пер. Хотютау (30, 31) начинается ниже последнего взлета к "Приюту 11" (М24). Отсюда пересекаем фирновый бассейн л. Малый Азау (азимут 265°). Ориентир - окончание лавового потока с правой его стороны. На пути много закрытых трещин! Они наиболее опасны у крупных ледовых бугров. Обходить их удобнее слева (1-1,5 ч в зависимости от состояния снега).

Перейдя ледник, спускаемся вдоль лавового потока на "живую" мелкую осыпь (30°). По ней "съезжаем" на левую ветвь л. Большой Азау (40 мин). Его ледовое плато пересекаем, ориентируясь по пути на окончание второго лавового потока (50 мин). Трещин здесь нет, но может быть "снежное болото". Ниже окончания лавового потока выходим на плато Хотютау, с которого открываются обе седловины одноименного перевала.

Минуя свежие обводненные морены (500 м), выходим на лед в зону ручьев и "болот". Основной поток 5-метровой ширины требует времени на поиск переправы.

Простой выход на обе седловины перевала идет по ледово-фирновому склону (15-20°, 2,5-4 ч от "Приюта 11", 4-6 ч в обратном направлении).

М28. На Эльбрус через плечо Кюкюртлю (от перевала Хотютау по Южному ребру на юго-западное плечо и Западную вершину, 2А—2Б, 7-8 км, 2,5-3 дня)

Перемычка Хотютау на севере переходит в широкое Южное ребро массива Кюкюртлю, по которому проложен альпинистский маршрут на Эльбрус (2Б к. сл.).

От подножия пер. Хотютау Северный (см. 30, 31; М7) идем по ледовым увалам на север вдоль скал перемычки Хотютау (2 ч). У начала ребра под скалами есть защищенные стоянки.

По крутому фирновому склону (30°), преодолев бергшрунд по мосту, выходим на пологую часть Южного ребра. Здесь возможен бивак. Ширина ребра на всем протяжении превышает 100 м. Далее следует крутой (30°, 300 м) участок и новое выполаживание. Здесь также возможен бивак. Отсюда в ночное время можно наблюдать неповторимую картину восхода луны над горами. Луна появляется глубоко внизу, что непривычно нашему взгляду.

Выше второго перегиба гребень расширяется и появляются трещины. В верхней части ребра крутизна достигает 40°, трещин становится больше, обнажается лед. Южное ребро выводит на пологую седловину в плече Кюкюртлю (6-7 ч, 4900 м).

Само юго-западное плечо широкое, платообразное, защищенных мест для бивака нет! Дальнейший путь идет по снежным полям (трещины!) на северо-восток к стыку юго-западного и западного гребней Западной вершины Эльбруса. Место соединения отмечено лавовым выходом в форме запятой. Перед ним зона трещин. Обойдя "запятую" слева, выходим на маршрут М14. Крутизна увеличивается. Над "запятой" есть площадки для бивака (4 ч). Выход на вершину по Западному ребру занимает еще 2-3 ч.

Выход с ребра на седловину Эльбруса идет по крутому льду (30°, 150 м). Нужна групповая страховка!


_______________

Источник сайт: "Свободный туризм"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21-июн-2009

 
 
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100